Акция!

«Фундамент в подарок!»

Пермская гильдия добросовестных предприятий

Ручной монтаж фундамента на винтовых сваях

        Не смотря на повсеместную распространенность машинного монтажа винтовых свай, их ручная «версия» всё ещё остается достаточно прагматичным способом возведения фундаментов. Ниша строительно-монтажных работ здесь вполне очевидна: малочисленность свай закрепленных проектом, обычно ограничена ещё и их размерными характеристиками. То есть монтаж свайного поля при ручном монтаже практически сводится к постановке 6-15 винтовых свай, при диаметрах их стволов в пределах 60, 73, 89 мм (для труб НКТ).
       Конечно, следует учитывать и то, какое сопротивление грунта предстоит в работе преодолеть. Ведь если речь идет о сухих суглинках или, скажем, о песчанно-гравийных грунтах, то о ручном монтаже едва ли стоит беспокоиться. Поту много, а положительный результат в финансовом исчислении не всегда становится очевидным. Да и здоровый энтузиазм в работе по преодолению трудностей нулевого цикла следует пощадить.
       Но если речь идёт о глинистом грунте, тем более обильно увлажнённым осенними дождями или, скажем, вешними водами, то этот вариант монтажа вполне следует воспринимать за идеал, мимо которого проходить едва ли стоит.
             Впрочем, если намечаемые работы, по оценке самого же застройщика, относятся к категории эконом-класса, при которых свой труд и время жалеть решительно не приходится, то вполне резонно провести  пробные работы с постановкой одной винтовой сваи, которые и помогут расставить все точки над i в свайно-винтовом таинстве.
       Как минимум, можно пробурить в предполагаемом месте монтажа одну - единственную скважину, используя при этом самые незатратные приемы труда, описанные в статье чуть ниже.
Впрочем, здоровая увлеченность в достижении поставленной цели может позволить «между делом» пробурить и все без остатка скважины, используя для этого 1,5-2 часа работы в день. 
  Однако, обо всём  по-порядку. 
И так первое, с чем сталкивается застройщик возводимого им дома, точнее, при монтаже свайного-винтового поля – это добротность применяемой оснастки. Не смотря на кажущуюся простоту конструкции, она должна выдерживать, порой, существенные нагрузки, а от того должна быть достаточно прочной. Ещё  лучше, если оснастка уже была кем-то проверена,  то есть самим временем и полевыми работами.
     Отсюда вывод: наверное, не стоит изобретать тот самый велосипед, суточный прокат которого, в общем-то, стоит символическую цену (300 руб.).
           Второе обстоятельство, напрямую связанное как с точностью выполнения монтажных работ, так и с самой её интенсивностью. То есть последняя категория, как правило, бывает напрямую связана с частотой пульса у «крутильщиков». При наличии базы для сравнения, то есть бесценного опыта, интенсивность выполняемых работ удобнее всего оценивать в количестве «перекуров», необходимых при постановке одной сваи. Ведь чем больше она испытывает сопротивление грунта при своем ввинчивании, тем больше требуется развиваемая мощность, а вместе  с ней и затрачиваемую работу (возможно, кем-то оцениваемая в физических единицах измерения).
      Это что касается классически исполненной геометрии нижней части винтовой сваи, то есть заострения в купе с винтовой лопастью.
             Зачастую же нерасчетливое стремление к минимизации затрат толкает застройщика в объятия товаропроизводителя, напрочь лишенного понимания технических требований, рутинно предъявляемых к качеству изделия. Точнее сказать, к пониманию геометрии лопасти винтовой сваи, соосности сопрягаемых частей.
           В этом случае лоск и блеск отполированных шлифмашинкой заходных поверхностей деталей, подкрепленных дешевизной, вполне могут затмить понимание пусть и элементарных, но заметно отражающих более высокий уровень требований. И их осознание непременно приходит на строительной площадке, когда всякий килограмм силы, прикладываемый к рычагу для завинчивания сваи, не слишком отзывчиво реализуется в темпе её постановки на место. Но что-либо исправить в этой ситуации становится слишком поздно. Поэтому удила в ней следует, образно выражаясь, закусывать, попутно вспоминая сказку Пушкина о мирской пользе дешевизны.
         Переходя от понимания сермяжной правды к практике, следует отметить, что обустройство лидерной  скважины при ручном монтаже может решить весьма и весьма многое.
            Во-первых, точность монтажа, как по координатам свайного поля, так и по отклонению от вертикали в этой ситуации следует ожидать максимальной.
           Во-вторых, предшествующее удаление грунта в зоне прохождения ствола сваи способно минимизировать величину крутящего  момента да величин, позволяющих вести монтаж сваи по принципу «в одно лицо».
             Третье обстоятельство, напрямую вытекающее из второго. Бурить лидерную скважину рекомендуется диаметром бура несколько меньшим или равным диаметру ствола сваи. Наиболее прагматичным инструментом из числа известных здесь может выступать кольцевой бур, в том числе с ручным приводом. В этом случае резание грунта идет не по всей ширине забоя скважины, а лишь только в периферийной зоне режущей части, что обеспечивает формирование и извлечение из скважины компактного керна. Да и скорость бурения таким инструментом остаётся просто чемпионской.
           Ещё пара-тройка технологических тонкостей, о которых при ручном монтаже совсем не лишне помнить.
         И так первая - это вода любого качества и происхождения,  которой следует активно пользоваться при бурении. Хитрость заключается в периодической заливке воды во всё увеличивающуюся в размерах (по длине)  скважины. Иногда период набухания грунта исчисляется, в зависимости от его свойств, часом - другим, а иногда  и сутки пожертвовать на размокание не грех. Тем более, если время выступает тут союзником. Затраты ручного труда в этом случае  снижаются весьма и весьма заметно, особенно в засушливые времена года. Тут результат вне всяких сомнений, может превзойти все самые смелые ожидания.
             Другой технологической «изюминкой» следует считать применение совсем обычных камней (достаточно полведра) в виде щебня или гравия, которые следует внедрять (вбивать) «ударным» методом (например, ломом) в клиновую щель, непременно образующуюся при монтаже между стволом сваи и устьем скважины. Эта примитивная в технологическом отношении операция позволяет, однако, не только зафиксировать сваю в строго вертикальном положении, но и позволит в дальнейшем с легкостью крутить сваю, используя при этом  всего лишь один (!) рычаг. То есть небольшие камни, задействованные в монтажной работе, действительно позволяют с достоинством  выполнять её «в одно лицо».
         И последняя тонкость, которой также едва ли стоит пренебрегать. Помимо поверхностного увлажнения почвы в месте завинчивания, устье скважины следует обустроить уступом, то есть таким образом, чтобы заходная часть винтовой лопасти оказалась в момент старта на соответствующем уровне относительно поверхности грунта. Для предотвращения его (уступа) разуплотнения, дерновую часть поверхности следует в этом месте настоятельно не тревожить, что и обеспечит уверенный и без «холостых» проворотов старт винтовой сваи к месту своего постоянного (будем считать исторического!) заглубления.
        Что касается возможных возгласов оппонентов по теме целесообразности бурения лидерной скважины в ущерб её несущей способности, то контрдоводы автора по этой теме будут следующего характера.
          Превалирующая величина нагрузки, которую призвана воспринять и  понести винтовая свая, как известно, ложится на винтовую лопасть. Ведь  именно она измеряется в стендовых испытаниях и учитывается в дальнейшем при проектировании свайного фундамента.
           Следует понимать и то, что винтовая свая может быть смонтирована (установлена) лишь только в подвижных грунтах, относимых к категории вязких сред. Если это действительно так, в чем едва ли стоит сомневаться, что все зазоры и неплотности между стволом винтовой сваи и грунтом с течением непродолжительного времени исчезают сами собой, то есть грунт претерпевает неизменное самоуплотнение в полном соответствии с законом Паскаля.
         Если и эти доводы кому-то из читателей покажутся не вполне убедительными, то остаётся порекомендовать им последнее: провести «лихую» операцию «шомполения» пристенной части грунта.   
       Можно и с  использованием ПГС, а также  соответствующей длины арматурного прута. Она (работа) того стоит. Тем более для самых отчаянных скептиков.
     А теперь, пожалуй, и главный вывод: ручной монтаж винтовых свай – это не столько грубая мужская сила, сколько мудрость и мозги, демонстрируемые всяким, кто привык ценить свой физический труд.

В.Ф.Гилин
 05.08.2013

Расчет фундамента на винтовых сваях
Форма обратной связи
Гилин Станислав: Поделюсь опытом - звоните: 8902-801-65-76